Телефоны приемной:
(47472) 2-11-45
2-16-65 (тел/факс)
usadminr@usman.lipetsk.ru
usmadm@admlr.lipetsk.ru

Надежа Юрьевна Юренева

24 декабрь 2020, Четверг
144
0
Надежа Юрьевна Юренева Русская камерная певица (сопрано), профессор Российской академии музыки им. Гнесиных Н. Ю. Юренева родилась 11 января 1933 года в г. Усмань в семье музыкантов. Отец – Юрий Петрович Юренев (Княжинский) (1907–1976) – композитор и дирижер, выпускник Московской консерватории происходил из семьи священнослужителей. В 1920-е годы поменял фамилию, чтобы иметь возможность получить высшее образование. Мама певицы – Мария Ивановна Летникова – тоже была певицей, обладала чудесным тембром голоса, серебристым сопрано.
В Усмани семья Княжинских весьма известна. Дед певицы – протоиерей Пётр Григорьевич Княжинский (1867–1958) был уездным наблюдателем церковно-приходских школ, законоучителем женской гимназии, гласным уездного Земства и Городской Думы. Дядя певицы – Борис Петрович Княжинский (1892–1975) – врач, кандидат медицинских наук, известный усманский краевед-просветитель, автор многочисленных работ по истории Усманского уезда, первый редактор усманской районной газеты. Именно в Усмани Н. Юренева восприняла богатейший мир русской народной песни, что впоследствии так ярко сказалось в ее исполнительском искусстве.
С шести лет Н. Юренева училась играть на скрипке, занималась вокалом. Когда началась Великая Отечественная война, её родители ушли на фронт в составе творческих бригад. По окончании войны семья Юреневых переехала в Ленинград. Здесь Н. Юренева получила музыкальное образование. В 1955 году она окончила музыкальное училище (класс Е. Андреевой) при Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского–Корсакова, а затем в 1959 году – консерваторию (класс О. П. Пядышевой). До 1962 года Н. Юренева проходила обучение в консерваторской аспирантуре.
В 1957 году Н. Юренева стала солисткой Ленинградской филармонии, в которой работала до 1979 года. После переезда в Москву с 1979 по 1985 годы она служила в Москонцерте.
Певческую деятельность Н. Юренева совмещала с работой педагога. Более сорока пяти лет она преподавала в лучших музыкальных вузах страны – с 1959 года в Ленинградской консерватории, а с 1980 года – в Российской Академии музыки им. Гнесиных. Надежда Юренева воспитала более 400 учеников. Многие из них – народные и заслуженные артисты России, лауреаты международных конкурсов.
Ещё студенткой Н. Юреневу заметил Сергей Шапошников – известный певец и знаток камерной музыки. Именно он представил начинающую певицу публике – 20 января 1958 года Юренева дала свой первый концерт: совместно с Шапошниковым она участвовала в программе «Старинный русский романс» во Всероссийском театральном обществе в Москве.
Репертуар Н. Ю.Юреневой включал в себя как классическую камерную вокальную музыку XVIII-XIX веков (романсы русских и зарубежных композиторов), так и музыку XX века – Г. Малера, А. Берга, И. Стравинского, Д. Шостаковича, В. Гаврилина, С. Слонимского и других. С исчерпывающей полнотой был представлен в концертах Юреневой русский классический романс: Глинка, Даргомыжский, Римский–Корсаков, Балакирев, Мусоргский, Чайковский, Рубинштейн, Танеев, Глазунов, Рахманинов, Метнер, Стравинский. Творчество последнего, не столь известное в то время, Н. Юренева активно пропагандировала. Певица исполняла не только его песни для голоса и фортепьяно, но и более крупные сочинения. Сольные программы Н. Ю. Юреневой были разносторонними и поражали широтой охвата, часто содержали давно не звучавшие или неизвестные сочинения отечественных и зарубежных композиторов (особенно французских, немецких и австрийских). Н. Юренева представляла публике циклы концертов «По страницам советского многонационального романса», «Советский романс за 50 лет», «Еврейские песни» (Вайнберга), «Испанские песни». С первых выступлений Юреневой критики отмечали стилевую выдержанность репертуара, строгость и продуманность отбора произведений.
Надежда Юренева владела различными манерами пения – от бытового «белого» звука, озорных выкриков, причитаний, крестьянских голошений вплоть до пения «мертвым голосом». В 1962 году на экраны страны вышел фильм «Человек–амфибия», снятый режиссёрами В. Чеботарёвым и Г. Казанским по одноимённому научно-фантастическому роману Александра Беляева. Голос Юреневой в фильме записан как «голос моря» (композитор А. Петров).
В. Богданов-Березовский писал о даровании Н. Юреневой: «Юреневу можно назвать подлинной актрисой вокальных интонаций, а ее певческое искусство – своеобразным театром тончайших психологических переживаний. …Юреневой одинаково показаны драматическая патетика, философское размышление, лирическая исповедь, юмористическая или жанровая зарисовка… Мне представляется, что главной отличительной чертой искусства певицы является значительность переживания, сила эмоции…». «Певица-мыслитель» – так говорили о Надежде Юреневой. Сама она подчёркивала, что «в создании вокального образа важную роль играют музыкальное дарование исполнителя, его артистизм, обаяние, интеллект, да и просто сердце… Пение должно быть искренним. Это самое главное». «С кем бы ни пела Юренева – с прославленным или начинающим дирижером, с лучшим оркестром … или с оркестром студенческим, с опытным концертмейстером или автором-композитором, – с любым партнером её ансамбль непогрешим», – писала А. Кенигсберг.
Надежда Юренева вошла в историю отечественного вокального искусства не только как яркая камерная певица, но и как первый исполнитель сочинений своих современников.
В 1964 году началось сотрудничество Надежды Юреневой и Геннадия Рождественского. 20 марта 1965 года под управлением Г. Рождественского впервые в Советском Союзе прозвучала моноопера Ф. Пуленка «Человеческий голос» в исполнении Н. Юреневой. По оценке критиков образ, созданный певицей, оказался незабываемым. Иногда Рождественский выступал даже в качестве концертмейстера Юреневой, аккомпанируя ей в каких-либо необычных, неизвестных произведениях, вроде романсов американского композитора Айвса.
В этом же году она работала над вокальным циклом В. Гаврилина «Русская тетрадь». Работа шла непросто: у певицы и молодого композитора были творческие разногласия. 27 октября 1965 года в Малом зале консерватории им. А. К. Глазунова (Ленинград) состоялась премьера «Русских тетрадей». Надежда Юренева под музыкальное сопровождение пианистки Тамары Салтыковой исполнила 8 песен: «Над рекой стоит калина», «Что, девчоночки, стоите», «Ах, милый мой, пусти домой!», «Ой, зима, зима моя! Зима морозная», «Сею-вею молоденькая цветов маленько», «Дело было на гулянке», «Ой, не знаю, да ой, не знаю, милые, отчего за любовью гонятся», «В прекраснейшем месяце мае». В. Гаврилин не очень был доволен выступлением Н. Юреневой, но критики и музыковеды оценили это выступление как блестящее. Композитор Геннадий Белов, в частности, вспоминал: «Как это было ошеломляюще по свежести стиля, мощности темперамента, новизне певческих приёмов, яркости колорита!». Работа и тесное общение Юреневой с Т. Салтыковой – пианисткой, опытным музыкантом и тонким ценителем камерной музыки – способствовали творческому росту певицы.
В 1972 году в московском Доме композиторов состоялось первое концертное исполнение оперы Григория Фрида «Дневник Анны Франк» в переложении для голоса (Н. Юренева) и фортепьяно (М. Карандашова). Певица участвовала в концертных исполнениях опер «Плащ» Дж. Пуччини, «Замок герцога Синяя Борода» Б. Бартока, «Балаганчик маэстро Педро» М. де Фальи, «Мастер и Маргарита» Слонимского и др.
Надежде Юреневой доверяли первое исполнение своих произведений многие выдающиеся композиторы: Д. Шостакович, Р. Щедрин, Б. Тищенко, Д. Кабалевский, М. Таривердиев, В. Богданов–Березовский, А. Шнитке. В 1963 году в Ленинграде состоялась премьера «Реквиема» Д. Кабалевского на стихи Р. Рождественского. Сольную партию исполняла Н. Юренева. Дирижировал автор.
17 апреля 1967 года в Малом зале Ленинградской филармонии Н. Юренева впервые исполнила романсы Д. Шостаковича на стихи А. Блока. М. Шагинян оставила воспоминания об этом концерте: «…ленинградская певица Юренева, которую мне пришлось слышать впервые, оказалась как раз одной из тех редких исполнительниц, кто умеет понять и выразительно передать внутреннюю связь образов музыкально-поэтической речи». Д. Шостакович не случайно выбрал Юреневу в качестве исполнительницы его произведений. Ему нравился её голос. В письме к И. Д. Гликману он писал: «Юренева пленяет меня своей музыкальностью, красивым голосом и почти безупречной дикцией».
Н. Ю. Юренева много гастролировала по СССР, России и за рубежом (Франция, Финляндия, Германия, Югославия). Перед малоподготовленной аудиторией она выступала с концертами–беседами, рассказывая о камерном жанре вообще, об эпохе создания исполняемых произведений, о композиторах. Она была пропагандистом камерной музыки. Формирование репертуара Н. Юреневой было подчинено определенным эстетическим и просветительским задачам – воспитанию вкусов слушателей, расширению их кругозора, ознакомлению с лучшими образцами многовековой и многонациональной музыкальной культуры. Н. Юренева последовательно и планомерно знакомила слушателей с творчеством ленинградских композиторов, с некоторыми из которых её связывала творческая дружба – Слонимским, Тищенко, Гаврилиным.
Многие годы Н. Ю. Юренева работала в жюри Международного конкурса «Янтарный соловей» (г. Калининград), в котором являлась «ориентиром справедливости и профессионализма, объективности и доброжелательности». Об участии в этом конкурсе, даровании и человеческих качествах Н. Юреневой оставил свои воспоминания певец Валерий Алиев.
О семье. Мужем Надежды Юреневой был священник отец Гермоген (Григорий Васильевич Орехов, 1929–1980). Отец Гермоген – выдающийся деятель Русской православной церкви XX века. Он возглавлял Русскую духовную миссию в Иерусалиме. Будучи архиереем, он управлял Виленской, Тверской, Екатеринодарской епархиями. В 1970 году у Н. Юреневой родилась дочь – Наталия Григорьевна Юренева-Княжинская, продолжающая певческую династию Юреневых. Она не только успешная певица, но и основательница собственной вокальной школы, продюсер. Наталия Юренева-Княжинская поёт в саундтреках к фильмам «Русская рулетка», «Чайка», «Князь Владимир».
Умерла Н. Ю. Юренева 18 октября 2006 года. Похоронена рядом с мужем на первом участке Перловского кладбища Москвы.
Записи сольных программ Надежды Юреневой вошли в золотой фонд камерной вокальной музыки.
С 2009 года в Москве проходит Молодежный фестиваль камерной вокальной музыки имени Надежды Юреневой.
С 2020 года в Усманском краеведческом музее Надежде Юрьевне посвящена отдельная экспозиция. 

Обсудить
Полезные ссылки