Телефоны приемной:
(47472) 2-11-45
2-16-65 (тел/факс)
usadminr@usman.lipetsk.ru
usmadm@admlr.lipetsk.ru
Главная » Новости » 15 МАРТА - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

15 МАРТА - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

11 март 2022, Пятница
258
0
15 МАРТА - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Е.Н. КРАСНИКОВА,начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Липецкой области.

Международная организация потребителей (Consumers International) объявила тему ежегодно отмечаемого Всемирного дня прав потребителей 2022 года - Fair Digital Finance - «Справедливые цифровые финансовые услуги». Как отмечает на своем официальном сайте Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека пандемия COVID-19 усилила тенденцию, связанную с развитием цифровых услуг. Безусловным преимуществом такого развития является прозрачность и скорость оказания финансовых услуг.
Исследования показывают, насколько быстро происходит развитие цифровых финансов. Ожидается, что к 2024 году число потребителей цифровых банковских услуг превысит 3,6 миллиарда человек (Juniper Research, 2020). В развивающихся странах доля владельцев счетов, отправляющих и получающих электронные платежи, выросла с 57% в 2014 году до 70% в 2017 году (Findex, 2017). 39% компаний считают внедрение финансовых технологий своим приоритетом, подчеркивая мировой спрос на более инновационный финансовый ландшафт (JDSpura, 2020).
Напомним, что в зарубежном финансовом мире даже обсуждается такой феномен, как «русское чудо». В 2020 году Россия вошла в топ-5 стран по отказу от наличных, а пандемия ускорила изменения в индустрии платежей, которые обычно занимают около 10 лет. Впервые о «русском чуде» заговорили в 2019 году, когда по итогам 2010-2018 годов был выявлен феноменальный, 30-кратный рост числа безналичных карточных транзакций: с 5,8 до 172 в год на человека. Тогда по этому показателю Россия обогнала все страны Европы, в том числе лидеров, которые за тот же период показали двух- и трехкратный рост (исследование Boston Consulting Group, 2019).
Однако в таких условиях существенно возрастает и риск финансового мошенничества, а отдельные категории граждан могут быть ограничены в доступе к услугам, которые перестают оказываться в традиционных каналах.
В 2021 году в Управление Роспотребнадзора по Липецкой области поступило 148 обращений от потребителей по вопросам оказания финансовых услуг.
Как показывает анализ обращений их структура и содержание на протяжении последних лет практически не меняется. Наиболее актуальными проблемами по-прежнему остаются недобросовестные практики, посягающие на следующие права потребителя:
-    на свободный выбор (навязывание дополнительных услуг без согласия потребителя, отказ в предоставлении финансовых услуг, блокировка банковских карт и т. п.);
-    на безопасность услуги (хищение денежных средств со счета потребителя, взыскание задолженности).В отношении кредитных и микрофинансовых организаций на основании поступивших обращений потребителей в 2021 году Управлением проведено 9 административных расследований, 7 внеплановых проверок, выдано 4 предписания о прекращении нарушения обязательных требований.По итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий рассмотрено 10 дел с назначением наказания в виде административного штрафа на общую сумму 100 тыс. руб.
При осуществлении государственного контроля (надзора) проведены профилактические мероприятия - микрофинансовым и кредитным организациям объявлено 4 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Большая часть выявленных нарушений касалась ущемления прав потребителей, установленных законодательствомо защите прав потребителей:
-    навязывание дополнительных услуг без согласия потребителя;
-    обусловливание получения потребительского кредита обязательным получением услуги страхования жизни и здоровья;
-    превышение размера неустойки, установленного Федеральным законом РФ от 21.12.2013 № 353 «О потребительском кредите (займе)»;
-    установления момента исполнения заемщиком обязательств по договору;
-    установление в договоре потребительского кредита права кредитора в одностороннем порядке расторгнуть договор займа.
Управление Роспотребнадзора активно взаимодействует с организациями, входящими в национальную систему защиты прав потребителей на территории Липецкой области. Ежегодно Главой администрации Липецкой области утверждается План мероприятий по повышению финансовой грамотности населения Липецкой области с учетом предложений Управления Роспотребнадзора и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области».
В целях реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы на территории Липецкой области в 2020 году при Администрации Липецкой области создана Межведомственная координационная комиссия, участником которой является Управление. В 2021 году на заседании комиссии были рассмотрены вопросы о повышении квалификации педагогических работников в области преподавания основ финансовой грамотности, об участии населения Липецкой области во Всероссийских мероприятиях по финансовой грамотности, а также повышении эффективности мероприятий по финансовой грамотности. Управление приняло участие в межрегиональной конференции по вопросам формирования объективного отношения в обществе к микрофинансовой отрасли и повышению доверия потребителей к услугам, предоставляемым микрофинансовыми институтами.

Обсудить
Полезные ссылки