Телефоны приемной:
(47472) 2-11-45
2-16-65 (тел/факс)
usadminr@usman.lipetsk.ru
usmadm@admlr.lipetsk.ru
Главная » Туристический центр » Народные промыслы » Техника изготовления "киты" на Троицу в с. Никольское Усманского района.

Техника изготовления "киты" на Троицу в с. Никольское Усманского района.

18 февраль 2021, Четверг
67
0
Техника изготовления "киты" на Троицу в с. Никольское Усманского района.
 В с. Никольское Усманского района день Святой Троицы считался большим праздником. Убирали дом, заря у меня была, ей надо было все убирать (А.С. Колягина (1923-2017 гг.)» (Мешкова Н.В. 1938 г.р.). Обязательно готовили праздничные блюда. Как и на Пасху, большой праздник. Все, мясу, халадец, блинцы, блины, там все, тоже три дня праздник (А.С. Колягина (1923-2018 гг.) . В целом обычаи этого дня типичны, как и в других селах, но были и отличительные черты. На первый день Троицы в с. Никольское плели "киты" (или титы). Традиция является локальной, не встречается в других селах Усманского района. В словаре В.И. Даля указано – "Кита, китана, китица, кить ж. стебель, трава повойного и долгоствольного растения" (1). Сами носители определение названия "киты" не дают.         Киту плели из веток хвороста. Хварост был, пайдет папа или там хто, када была маленькая, мне плели, хто там сделает, хоть мама, хоть папа, мне все равно. Далее наряжаешь лентачку ей, навешиваешь, все харашо (А.С. Колягина (1923-2017 гг.). Нарезаешь тонко хворост, чтобы не ломался, 4,8 или 12 палочек, тада как косу плетут, на концах завяжут ленты с двух старон (Мешкова Н.В. 1938 г.р.).
         Традиционно девушки ходили в отдельное место на совместную трапезу, называли этот обычай "кумиться" (кумились на агароде где-нибудь), "венки завивать". По воспоминаниям информаторов (Мешкова Н.В. 1938 г.р.) собирались девчонками у кого яблоня или черемуха, в излегоще ходили за песком, присыпаем все, и у двора присыпим дорожки, дадут матери сколько-нибудь денег, мы ситро купим, а тут кто кашник пекет, кто блинцы, кто блины. По яйцу нам дадут на Троицу по крашенному, на Пасху мож по пяток давали, а на Троицу по одному. Песком посыпали где кумится будем. Дом по обычаю украшали зеленью, а там (место, где собирались кумиться) разметем, все посыпем песком, растелим что-нибудь, собираемся кумиться». В обряде участвовали и девушки, и парни. Кто с мальчишкой, кто с этой, кум с кумой. Нальем ситро, стакнемся, и все, вот ты теперь мне кум, а я тебе кума. Потом покумимся и пошли с китами, у кого нет, цветы лазоревые на палочки нанижешь, похлёстываешь друг друга, тита хлест, бей до слез.
       Информатор А.С. Колягина (1923-2017 гг..) вспоминала: А почему ж, мы три дня ходим. Мы ж девченки собираемся венки завивать. Сабираем из дома там блинцы, яичка, ну че да ни чего, сабираем, иде нибудь там пригнездились, там у нас был хварост, у саседяв, мы туда. И тама расстеляем, возьмем тряпки, и там все делаем, и завиваем венки называется, и три дня гуляем. Вот два дня мы ходили, на третий день развивали. Все паели, ни чего нету, развили. И все по домам, все и киты побрасали. Все, атделались.
Вспомнить для чего все же делали "киты" информаторы уже не могут. Ня знаю, такая паверия была, все, наша вся акружность, у ва всех, эт ни адин дом, а у ва всех.
        Информатор С.В. Дмитриева (1967 г.р.) помнит, что они девчонками, примерно в 80-е годы ХХ века ходили кумиться на Троицу. В основе была так же совместная трапеза, их родители или сами девочки так же плели "киты". "Китами" хлестали других девушек, приговаривая: "не ходи без киты". В настоящее время традиция плести "киты" угасла.

Источник: Электронный каталог нематериального культурного наследия Липецкой области https://onkn48.ru/

Обсудить
Полезные ссылки