Образование

Выделенные средства бюджета направлены на финансовое обеспечение 42 образовательных учреждений, в которых обучается и воспитывается 6488 детей и работает 752 сотрудника, в т.ч. 373 педагога.
Средний размер заработной платы педагогических работников школ в 2018 году составил 27 186 руб. (область - ), учителей - 27 339 руб. (область - ), воспитателей ДОУ – 27 247 руб., педработников дополнительного образования – 27 299 руб. (область - ), учителей до 35 лет - 25 941 руб.
Соотношение уровня оплаты руководителей и работников муниципальных образовательных учреждений не превысило допустимого уровня и составляет 2 раза в щколах; 1,6 в ДОУ и учреждениях дополнительного образования.
В целях комплексного подхода к вопросам развития муниципальной системы образования в полном объеме в отчетный период реализованы мероприятия муниципальной программы «Развитие образования в Усманском муниципальном районе на 2016-2024 годы». Участие в региональных программах на условиях софинансирования обеспечило привлечение дополнительных средств областного бюджета в размере 10,4 млн. руб., что позволило провести частичный капитальный ремонт в 6 школах, 3-х филиалах, 7 детских садах; решить вопрос комплексной безопасности и антитеррористической защищенности в ряде учреждений, создать условия для инклюзивного образования детей в МБУ ДО ЦТ, открыть муниципальный опорный центр для проведения экспериментальной работы по естественно-научному обучению школьников в МБУ ДО СЮН.
Важнейшим показателем состояния муниципальной системы образования является доступность получения качественного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования.
В районе отсутствует очередность детей в дошкольные учреждения до 3-х лет и от 3-х до 7. Все дошкольные учреждения реализуют ФГОС ДО. На базе ДОУ «Центр развития ребенка «Сказка» созданы условия для детей с нарушениями опорно-двигательной системы, функционируют консультативный и логопедический пункты, услугами которых в 2018 году воспользовались 132 жителя района.
Достижение дошкольного образования в 2018 году – победа воспитателя МБДОУ детского сада «Непоседа» Слободской М.И. в региональном этапе Всероссийского конкурса «Воспитатель года» и звание лауреата в финале конкурса в Орле.
В отчетный период повышение качества образования учащихся оставалось одним из приоритетных направлений деятельности комитета по образованию и подведомственных учреждений.
Инструментом оценки качества образования являются ГИА выпускников 9-х классов, ВПР, НИКО, региональные мониторинги.
В 2018 году школьники района 4,5,6,11 классов принимали участие в ВПР, а учащиеся 6,8 классов в национальных исследованиях качества образования.
Мониторинговые исследования показали, что уровень знаний большинства учащихся района соответствует требованиям ФГОС.
Все 404 выпускника 9-х классов, принимавших участие в ГИА, получили аттестат соответствующего уровня образования. 144 ( 35,6%) продолжают обучение в 10 классе, остальные получают образование в системе среднего профессионального образования.
ЕГЭ в 2018 году сдавали 133 выпускника 11-х классов, 100 % получили аттестат о среднем общем образовании, 9 чел. выполнили экзаменационную работу на 90 баллов и выше. 123 выпускника ( 92 % ) поступили в высшие профессиональные учебные заведения, более 80 % из них на бюджетные места. На протяжении последних лет отмечаем: растет выбор вузов технического и военного направления.
Значительное внимание уделялось работе с одаренными детьми. 54 школьника занимались по дополнительным общеразвивающим программам в Центре одаренных детей «Стратегия».
В 2018 году в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников учащиеся района завоевали 4 призовых места, в текущем – 2 победителя и 4 призера.
Профильным обучением охвачено 95 учащихся 11-х классов и 104 десятиклассника трех городских школ. Это профили физико-математический, социально-гуманитарный, химико-биологический, естественно-математический.
Стремительное развитие в настоящее время переживает дополнительное образование и становится инструментом в развитии одаренности детей и подготовке их будущей успешной деятельности.
В учреждениях дополнительного образования занимается более 5 000 тысяч детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет, реализуются направления: художественное, естественно-научное, спортивное, туристско-краеведческое, социально-педагогическое.
В 2018 году в числе 10 муниципальных образований области район участвовал в пилотном проекте по внедрению системы персонифицированного финансирования дополнительного образования. 300 детей с 01.09.2018 г. обучаются по сертифицированным программам в 14 объединениях ЦТ, СЮН и Ц ( с.и т.)
По результатам выдачи сертификатов учета и ПФ район вошел в ТОП – 4, заняв третье место.
Коллектив МБУ ДО ЦТ стал призером в областном конкурсе на лучшее учреждение дополнительного образования детей и одержал победу в конкурсе «Педагогическая планета – 2018» за создание инновационной модели организации дополнительного образования.
Главным ресурсом системы образования являются педагогические и управленческие кадры, способные реализовать инновационные процессы в учреждениях образования.
В отчетный период активно продолжалась работа по повышению профессиональных компетенций педагогических кадров: курсовая подготовка, мониторинги, участие в методических семинарах, интерактивных вебинарах, конкурсах профессионального мастерства.
Победу в региональном этапе Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» одержали учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 3 Демихов Д.А. и директор МБОУ СОШ с. Девица Аринович В.Н.
Отмечая основные направления деятельности и определенные успехи 2018 года, важно обозначить проблемы, которые требуют решения: не может удовлетворить качество знаний учащихся, 33 выпускника 9-х классов пересдавали отдельные предметы повторно, их них 24 – математику; низкий уровень качества медалистов, недостаточно развито техническое творчество, требуется продолжить планомерную работу по созданию безопасных условий и антитеррористической защищенности образовательных учреждений. Необходимо принять меры по привлечению молодых специалистов в образовательные учреждения, обеспечить взаимодействие и доверие всех участников образовательного процесса: детей, родителей и учителей.
Президентом страны в майском Указе о национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года поставлены цели и задачи в сфере образования: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Достижение обозначенных целей обеспечит активное участие в национальном проекте «Образование» и региональных проектах.
